Легендарный полёт Чкалова повторен на современном военном самолёте
09.09.2006 Агентство национальных новостей
Заслуженный летчик-испытатель, Герой России Анатолий Квочур на истребителе Су-30 выполнил сверхдальний беспосадочный перелет из Москвы до острова Чкалов (бывший Удд) на Дальнем Востоке и обратно. Перелет был посвящен подвигу Валерия Чкалова, установившему 70 лет назад мировой рекорд дальности полета. Во время перелета проведены четыре дозаправки в воздухе. Общая продолжительность полета составила около 15 часов, дальность - свыше 12,5 тыс. км.
Маршрут беспосадочного полета прошёл через всю территорию России к острову Удд на Камчатке, на котором 70 лет назад посадил свой самолет легендарный Валерий Чкалов. Однако, в отличие от легендарного советского лётчика, Анатолий Квочур нигде не совершал посадок. Су-30 выполнил проход и два виража над островом Чкалов в устье реки Амур над памятником Чкалову.
Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (сейчас город Чкаловск). В 1919 году пошел добровольцем в Красную Армию, работал сборщиком самолетов в авиационном парке в Нижнем Новгороде. В 1921-1924 годах учился в Егорьевской и Борисоглебской авиационных школах, в Московской школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания. С 1924 года служил в Краснознаменной истребительной эскадрилье, прославился как искусный летчик. С 1930 года - летчик-испытатель Научно-исследовательского института ВВС, испытал свыше 70 типов самолетов.
Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа - восходящий штопор и замедленную «бочку». 20-22 июля 1936 года чкаловский экипаж (в него вошли второй пилот Байдуков и штурман Беляков) совершил беспосадочный полет, пролетев 9374 километра за 56 часов 20 минут. Тогда летчики были удостоены звания Герой Советского Союза, а остров в заливе Счастья с интересным названием Удд был переименован в остров Чкалова.
Газеты в то время писали, что экипаж АНТ-25, долетев до Камчатки, повернул из-за непогоды в сторону Хабаровска и 22 июля 1936 года совершил вынужденную посадку на крохотном островке в 35 километрах к северо-востоку от Николаевска-на-Амуре.
Сам Чкалов описывал это так: «Осматриваюсь. На острове Лангр нет площадки для посадки. Рядом увидел узкую полоску земли, которая оказалась островом Удд. Уже в сгустившихся сумерках обнаружили возможность посадить машину на островок».
В 1981 году летчик Георгий Байдуков решился повторить этот полет, правда, уже в качестве пассажира, на самолете ИЛ-62. Тогда он вспоминал, что в 1936 году летчики определили, что маршрут будет проходить по северной дуге через Землю Франца-Иосифа, Северную Землю, бухту Тикси, Якутск и далее на Петропавловск-Камчатский. Там в то время еще не было аэродрома, поэтому было решено, что с Камчатки необходимо повернуть обратно и лететь до Хабаровска или Читы, в зависимости от остатка горючего. Экипажу предстояло пробыть в воздухе почти трое суток!
В том же 1981 году на острове Чкалова на месте приземления легендарного экипажа был открыт памятный знак, его установили энтузиасты из Николаевского авиапредприятия. Тогда же в Николаевске-на-Амуре установили мемориал: метровая модель АНТ-25 возвышалась над моделью земного шара, на котором был вычерчен маршрут полета.
О том знаменательном событии там помнят до сих пор. 18-20 июня 1937 года с тем же экипажем совершил перелет из Москвы через Северный полюс в Ванкувер (Северная Америка). 24 июля 1936 года Чкалову было присвоено звание Героя Советского Союза. Он также награжден двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени.
Легендарный летчик погиб при испытании нового истребителя 15 декабря 1938 года. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.
В ходе перелета Су-30 по маршруту легендарного советского летчика Валерия Чкалова был испытан уникальный комплекс бортовой навигации, сообщил журналистам главком ВВС Владимир Михайлов.
По его словам, систему навигации подобного типа планируется устанавливать на всех типах боевых и военно-транспортных самолетов. Главком ВВС отметил также, что во время перелета был установлен рекорд по дальности и продолжительности перелета на самолете Су-30. Целью полета была также проверка работоспособности систем навигации, связи и дозаправки в воздухе.
назад
| подписаться на рассылку новостей
| обсудить в форуме
| архив новостей
|