ABJ для российского рынка бизнес-авиации и RJ85 - для региональных авиаперевозок
19.02.2010
ABJ для российского рынка бизнес-авиации и RJ85 - для региональных авиаперевозок
В качестве эффективного решения для тех покупателей частных самолетов, кто не собирается летать на сверхдальние расстояния, британская компания BAE Systems готова предложить Avro Business Jet (ABJ) – корпоративную версию регионального самолета BAe 146/Avro Regional Jet. Одним из главных преимуществ таких подержанных самолетов является конкурентоспособная цена, говорят представители компании.
Просторный и близкий
Самолет ABJ, созданный на базе четырехдвигательных BAe 146/Avro RJ, может похвастаться просторным салоном, сопоставимым по размерам с салонами бизнес-лайнеров. Например, в VIP-версии успешной модели RJ85, длина пассажирской кабины составляет 17,81 м, высота – 2,07, а ширина пола – 3,24 м. Таким образом, по компоновочным характеристикам этот самолет может занять промежуточную нишу между бизнес-лайнерами и большими бизнес-джетами: он заметно меньше, чем BBJ или ACJ, но больше, чем Challenger 850 или Falcon 900.
В то же время за счет максимальной дальности полета, равной около 3150 км (в конвертированной версии другой модели RJ70 и 12-ю пассажирами на борту) ABJ скорее сопоставим с бизнес-джетами малого класса, такими как, например, Citation Excel, Citation Encore +, Learjet 40XR и другими. Поэтому ABJ уместно использовать на таких маршрутах, как Москва - Женева, или Санкт-Петербург - Париж, особенно если будущий владелец собирается путешествовать большой компанией, но на дальние расстояния этот самолет не рассчитан.
Небольшая дальность нисколько не смущает представителей компании, ведь у самолета немало других преимуществ. Одно из них – конкурентоспособная цена. «Полная стоимость конвертированной версии RJ85 – от 10-11 млн долларов», – говорит вице-президент подразделения Avro Business Jets Стюарт Коднер (Stewart Cordner).
«Большинство владельцев бизнес-лайнеров BBJ не используют свои самолеты на полную мощность и самолет большее время стоит на земле», – добавляет Стюарт. Поэтому для тех, кто совершает около 200-300 полетов в год, и для кого трансатлантическое направление не является приоритетным, ABJ может стать интересным и сравнительно недорогим решением.
Без гонки за заказами
В 2008-2009 годах BAE Systems передала заказчикам 13 самолетов ABJ (включая поставку роскошной VIP-версии модели RJ70 авиакомпании Bulgaria Air). «Этот рынок небольшой, нишевый. Мы не гонимся за заказами в 20-30 самолетов в год», – говорит Стюард. Однако, по его словам, сегодня в компанию поступает много обращений по VIP-конвертации Avro RJ85, в том числе и от потенциальных российских покупателей, а полученный в 1997 году сертификат МАК на эту модель самолета служит только положительным фактором, добавляет он. «Покупатели хотят получить самолет прямо сейчас, но многое зависит от наших мощностей по переоборудованию самолетов», - продолжает Стюард.
В настоящее время переоборудование региональных самолетов в VIP-версии производится в трех центрах-партнерах компании BAE Systems. Приоритетным является центр Inflite Engineering Services, расположенный на территории лондонского аэропорта Стенстед. Два других - Avmax и Jet Aviation - находятся в Канаде и Базеле соответственно. Переделка салона сегодня занимает от пяти до восьми месяцев, а в год возможна конвертация около 6-7 самолетов ARJ.
При этом на вопрос Jets.ru о том, рассматривает ли BAE Systems возможность сотрудничества с российскими производителями авиационных интерьеров, господин Коднер отвечает вполне позитивно: почему бы нет, ведь это позволит удешевить работу и снизить конечную цену для заказчика.
Популярная RJ85 на региональном рынке
Региональные самолеты серии Avro RJ - развитие более ранней модели BAe 146 - выпускались компанией BAE Systems с 1992 по 2002 гг. В общей сложности было построено порядка 400 самолетов BAe 146 и Avro RJ. Сегодня же в эксплуатации различных авиакомпаний по всему миру находится около 300 таких самолетов.
В семействе Avro RJ три модели: 70-80-местная RJ70, 85-100-местная RJ85 и RJ100, рассчитанная на 100-112 мест. Только одна из них - RJ85 - получила сертификат типа Межгосударственного авиационного комитета РФ в 1997 году. Однако после поставки трех самолетов ARJ национальному перевозчику Узбекистана Uzbekistan Airways в конце 90-х годов ни одна российская компания не задумалась об их приобретении. «Возможно, мы не делали должных маркетинговых усилий, - предполагает директор по продажам и лизингу компании BAE Systems Найджел Бенсон. - А главное, что в 97 году все еще производились российские самолеты, которые, наверное, были дешевле». К тому же, тогда найти RJ85 на вторичном рынке было не так просто.
Теперь же некоторые европейские авиакомпании начинают постепенно выводить RJ85 из эксплуатации. Так, с марта 2010 года авиакомпания Lufthansa вынуждена вернуть подразделению Asset Management компании BAE Systems 13 региональных самолетов RJ85. Это связано, во-первых, с окончанием срока лизинга, а, во-вторых, с тем, что альянс, в который входит немецкий оператор, проводит политику ограничения среднего возраста эксплуатируемых машин. Возраст предлагаемых на российский рынок самолетов RJ85 составляет около 25 лет, а налет каждого из них - около 30 тысяч взлет/посадок. При этом первый пересмотр технического обслуживания самолета установлен после 60 тысяч взлетно-посадочных циклов. Также сегодня в мире эксплуатируются самолеты, ресурс которых был продлен до 80 тыс. взлет/посадок. И это не предел, говорят в компании, дальнейшее продление ресурса самолета возможно, но уже при других условиях технического обслуживания. Стоимость RJ85, предлагаемых на рынок России и СНГ оценивается примерно в 3,5 млн долларов.
В BAE Systems полагают, что RJ85 для России – это «самолет по правильной цене и в правильное время». «Нет сомнений, что российские компании вполне осознают ценность реактивных самолетов 100-местного класса, - говорит господин Бенсон. - В настоящее время более 326 находятся в эксплуатации, но их средний возраст составляет более 20 лет». В то же время российские самолеты нового поколения, которые должны придти на смену устаревшим, по оценкам компании, в течение нескольких лет не будут доступны для закупки в необходимых количествах: Ан-148 только недавно поступил в эксплуатацию, а «Сухой Суперджет» все еще проходит программу сертификации. Поэтому RJ85 способен стать переходным звеном для тех российских региональных авиакомпаний, которые ожидают поставки самолетов нового поколения. Именно такие компании в BAE Systems считают основными потенциальными покупателями. «Мы собираемся предложить RJ85 всем (авиакомпаниям), - рассказывает Стюард Коднер – и хотели бы заключить большую сделку, чтобы, скажем, 10 самолетов перешли к одному заказчику. Тогда, кстати, речь уже пойдет о других ценах».
назад
| подписаться на рассылку новостей
| обсудить в форуме
| архив новостей
|