Российские авиакомпании требуют разрешения брать на работу иностранных пилотов
14.10.2009
Российские авиакомпании требуют разрешения брать на работу иностранных пилотов
Несколько российских авиакомпаний обратились в Минтранс с просьбой разрешить им брать на работу иностранных пилотов. Чиновники пока ответа не дали. Между тем, у этой идеи уже появились противники: сейчас и без того в рядах авиаторов идут серьезные сокращения. Однако компании-авиаперевозчики четко обозначили проблему: от российской техники многие из них отказываются, а российские пилоты, в большинстве своем, умеют управлять только отечественными самолетами. Корреспондент радио "Вести ФМ" Людмила Шаулина выясняла подробности.
"Боинги" и "Эйрбасы" комфортно обосновались в российском небе. Машины иностранного производства занимают 70 процентов от общего числа бортов. Иностранная техника требует квалифицированного подхода, между тем, летные училища продолжают выпускать специалистов по "Ту" и "Илам". За собственный счет авиакомпании переобучать пилотов не хотят - дорого, комментирует генеральный директор компании "Авиаперсонал" Анастасия Мирошниченко:
"Компании, которые покупают технику со вторичного рынка и у которых сразу в пакете при покупке одного воздушного судна не входит бесплатное переучивание, для них это большие траты. Для того чтобы обучить на иностранное судно одного пилота, им приходится тратить в среднем где-то 20 тысяч евро, а на один борт нужно около 10 пилотов".
Авиакомпании соглашаются, переподготавливать пилотов нужно, но для этого куда лучше подошли бы именно иностранные специалисты, уверен генеральный директор авиакомпании "Регион Авиа" Денис Павшинский:
"Российские авиакомпании смогут привлекать квалифицированных специалистов, это в первую очередь инструкторский состав, который, конечно же, имеет больший объем опыта эксплуатации зарубежной техники. Сегодня у нас авиакомпании все больше и больше эксплуатируют зарубежную технику - естественно, что они в первую очередь нуждаются в инструкторском составе".
Существует и еще одна проблема. Средний возраст отечественных пилотов сорок один год. Для неба - почти предпенсионный. Вкладывать солидные средства, чтобы через несколько лет списать специалиста на землю - не выгодно вдвойне. Кроме того, программы переобучения на иностранной технике ведутся на английском языке, а знают его далеко не все российские пилоты, говорит руководитель отдела по связям с общественностью Sky Express Виталий Коренюгин.
"Дефицит кадров сохраняется, авиакомпании расширяют парк воздушных судов зарубежного производства, а количество подготовленных пилотов, имеющих право управлять этими воздушными судами, сейчас пока не значительно, поэтому какие-то переманивают у других авиакомпаний за большие деньги, от чего уровень заработных плат растет в гигантских прогрессиях, другие вкладывают в переобучение. А проблема в том, что большинство русских пилотов, летающих на отечественных машинах, слабо владеют или вообще не владеют английским языком, а обучение проходит на английском языке", - поясняет Коренюгин.
Но общение с землей на внутренних авиалиниях нашей страны пилоты ведут как раз таки на русском. И это - еще одна серьезная проблема появления иностранцев в российском небе. Диспетчеры, как один, не заговорят по-английски в ближайшее время. Учить же русский иностранцы вряд ли будут, тем более что серьезных преференций для них ни в материальном, ни в социальном плане в России не предоставят, считает Виталий Коренюгин:
"По уровню зарплат фактически аналогично, или немного меньше в России пилоты получают. Зачем французу или еще кому-то сюда ехать в Россию, чтобы устраиваться в компанию. У них и компаний много, и работы там много. Проблема в том, что много людей русскоязычных, которые не имеют российского гражданства, они бы с удовольствием приехали в Россию работали, но не могут этого сделать потому, что у них нет российского гражданства".
Сейчас, по закону, за штурвалом российского борта может сидеть либо наш соотечественник, либо гражданин единственного союзного государства, разъяснил советник руководителя "Росавиации" Сергей Извольский:
"Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, иностранные граждане не могут входить в состав экипажа, в качестве командиров воздушных судов. Исключение составляет Белоруссия, с которой есть договоренности. Граждане этой страны могут быть командирами воздушных судов в Российской Федерации".
Изменить законодательство не так-то и просто. Свое предложение авиакомпании уже пытались провести через Государственную Думу. Представители профессионального сообщества заморозили продвижение документа еще на этапе консультаций, рассказывает президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук.
"По данному вопросу происходили слушанья в Государственной Думе, круглый стол проводил Комитет по транспорту. Принято - не целесообразно вносить изменения в данную статью. Изменения в данной статье касаются социально-трудовых отношений, поэтому изменения в данной статье возможны только с одобрения российской трехсторонней комиссии. А вы знаете, что там работодатели, профсоюзы и представители правительства, если одна из сторон не согласна, значит, никаких изменений не будет", - говорит Бойчук.
Чиновники в Министерстве транспорта уверены - проблему можно решить, не прибегая к помощи иностранных специалистов. Во-первых, сократить сроки обучения в летных училищах с четырех до двух лет, экономя время на непрофильных предметах, во-вторых, поставив авиакомпаниям условие - желаете закупить иностранные самолеты, сначала установите тренажеры, чтобы на месте обучать пилотов. Пока однозначного решения по этому вопросу в ведомстве еще не приняли.
назад
| подписаться на рассылку новостей
| обсудить в форуме
| архив новостей
|